После фиесты. Холст, масло. 2021. 60х50 см.
«Когда что-то кончается в жизни, будь то плохое или хорошее, остается пустота. Но пустота, оставшаяся после плохого, заполняется сама собой. Пустоту же после чего-то хорошего можно заполнить, только отыскав что-то лучшее». Э.Хэмингуэй, «Праздник, который всегда с тобой».

Адам и Ева. Холст, масло. 2020. 70х80 см.
Адам и Ева. Город, цивилизация, человек, искусство.
Существование человека на Земле основано на бесконечном потреблении. В современном обществе человек постоянно находится в потоке информации, которая тоже стала предметом потребления. Мы забыли, что являемся частью природы. Не приведёт ли это к исчезновению цивилизации?
Современные средства массовой коммуникации (СМК) всё более активно воздействуют на социальные процессы. Влияние это противоречиво. С одной стороны, наличие электронных СМК может способствовать объединению людей, построению целостного, прозрачного и разумного общества. С другой стороны, существуют и негативные последствия: виртуализация реальности, манипуляция сознанием, ослабление активности межличностного общения, а также разрушающее воздействие на психику человека. В каком направлении пойдёт развитие?
Гензель и Гретель. 130х110 см. Холст, масло. 2020.
Чем привлекают нас старые сказки? В них сохранились отголоски жизни наших предков, скрытой от нас в глубине веков. Кажется, у нас уже нет ничего общего с людьми, жившими тысячи лет назад. Однако есть кое-что: сказочные архетипы, крючочки, вытаскивающие из колодцев нашей психики древние, общие для всех людей образы.
У древних народов дети, вступающие во взрослую жизнь, проходили обряды инициации. Практически в каждом таком обряде присутствовала смерть, а проходивший обряд инициации часто подвергался смертельным испытаниям, во время которых в подростке умирает ребёнок и рождается взрослый ответственный человек. Это была чёткая граница, черта, за которой дети становились полноправными членами общества. Современному ребёнку окружающие его взрослые не дают чёткого ответа, как войти в этот сложный, опасный, соблазнительный взрослый мир. Взрослые не умеют и часто боятся говорить с детьми на сложные темы, и экзистенциальные вопросы подростка остаются без ответа. Тем не менее, каждому всё равно приходится пройти через свой «пряничный домик», чтобы найти своё место в окружающей реальности.

Баба Яга. 130х110 см. Холст, масло. 2020.
В образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей. На грани двух миров, обычно на опушке леса, стоит избушка Яги. Баба Яга принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Есть версия, что образ Яги идёт от древнеславянской языческой Мокоши — богини колдовства, хозяйки дикой природы и потустороннего мира. Главная функция этой богини — определение судьбы. Мокошь прядет её нить.
Можем ли мы повлиять на то, куда покатится клубок?
Хозяйка Медной горы. 100х120 см. Холст, масло. 2019.
Хозяйка Медной горы — фольклорный персонаж легенд уральских горных рабочих. Хозяйка — горный дух и хранитель ценных минералов, владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Считалась покровительницей рудокопов. Её образ стал широко известен благодаря сборнику П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
Хозяйка Медной горы может предстать в облике прекрасной зеленоглазой женщины с чёрной косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита» или в виде ящерицы в короне.
Женская ипостась природы воплотилась в Хозяйке. Она муза и возлюбленная, ждущая полной самоотдачи, её нельзя постичь без любви, она беззащитна и беспощадна. Если у человека есть внутренний огонь, и он становится на путь обретения мастерства, Хозяйка принимает его, и тогда человек развивается, раскрывая свои таланты и принимая свой путь.
Слева от Хозяйки окошко в форме "зеркала Венеры": этот знак символизирует женское начало, есть версия, что он возник из древнеегипетского иероглифа (Анх), символизировавшего жизнь, бессмертие, вечность, мудрость. Позже у алхимиков стал символом меди. Был знаком бренда медеплавильного завода, где находился тот самый медный рудник, откуда она родом.
Концерт №1. 2019. 120х100 см. Холст, масло
В 2018 году я побывала в музее-усадьбе П.И.Чайковского в г.Воткинске. Это дом, где композитор родился и жил до 8 лет. Здесь маленький Пётр впервые услышал звуки музыки и прикоснулся к клавишам рояля, подаренного матерью. Детские впечатления всегда имеют огромное значение для становления человека и оказывают огромное влияние на его творчество. Гений Чайковского начинался со счастливого детства, атмосферы любви и взаимного уважения в семье. Нежную любовь к матери, которая умерла, когда Петру было 14 лет, он пронёс через все годы жизни.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского я вижу в глубоких тёмно-синих оттенках с вкраплениями жаркого огня и холодного света. В этом Концерте словно целая жизнь: трагедия смерти матери и первый рояль, который она подарила маленькому сыну, радостные надежды и горькие разочарования, слабость человека и сила его духа, долгая мрачная зима, когда душа замирает и почти умирает — и солнечная весна с воскресением природы и души.
Девочка у окна. 2019. 70х60 см. Холст, масло
Сюжет навеян воспоминанием из времён юности: как-то ночью я проснулась от странного звука — что-то цокало за окном. Я подошла к окну. По освещённой луной детской площадке среди качелей и песочниц ходила лошадь. Это было очень странно: ночной город, пустая детская площадка и лошадь. Позже я увидела картину Пикассо «Девочка на шаре», и почему-то для меня образ девочки Пикассо и моё воспоминание слились в один образ. Так появилась эта работа.
Мимоза для жены. 2018 г. 90х80 см. Холст, масло
Герой сюжета – человек, потерявший жену. Он стоит у окна, растворяясь в свете. На подоконнике фиалка: у греков фиалка считалась цветком печали и смерти, но также была эмблемой пробуждения природы. На столе – незаконченное вязание и букет мимозы. Мимоза – это один из видов акации, она одной из первых зацветает после зимних холодов. Жёлтые цветы мимозы символизируют солнечный свет и волю к жизни. В Древнем Египте акацию считали «древом жизни», в христианской традиции она является символом бессмертия души и воскресения. Это работа о любви, о жизни и смерти.

Мальчик с собакой. 2017. 80х90 см. Холст, масло
Мальчик держит в руке катушку от воздушного змея, воздушный змей лежит в траве, непонятно, когда он сможет взлететь — ветра нет. На заднем плане стена полуразрушенного здания, стреноженный красный конь в просвете арки. Собака как проводник, помогающий не сбиться с пути, и символ верности в широком смысле, в том числе своей душе и своему призванию. Внезапное осознание вопроса о смысле жизни. Последнее лето детства.
Сон о красной планете. 2017 г. 120х100 см. Холст, масло
Герой сна – ребёнок. Ландшафт, игрушечная красная лошадка со сломанным колёсиком и яблоки (цитата из Петрова-Водкина) – это связь с прошлым, с предками, его опора. Его устремлённость в будущее – это красная планета, летящий дирижабль и бумажные журавлики. По одному из толкований сновидений, красная планета предвещает достижение целей. Такие сны ассоциируются с бесстрашием, храбростью и целеустремленностью.
Работа включена в каталог арт-энциклопедии «КРАСНЫЕ ВОРОТА /ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ-2018». Выдержка из статьи-исследования Наталии Толстой (искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств): «Картина Татьяна Чепкасовой «Красная планета» апеллирует к более глубокому знанию русского и советского искусства — в ней, как в ребусе, зашифрованы произведения Юона, Петрова-Водкина, Дейнеки и Лабаса... Вид открывается вроде как на Москву с Воробьевых гор, но на самом деле, там можно заметить и церковь Покрова на Нерли, и Тадж-Махал, и сталинские высотки».